Корзина
6 отзывов
Сцепление LIPE CLUTCH от компании ООО "ВИКСЕРВИС"
+38(067) 691 56 82
Контакты
  • Телефон:
    +380 (67) 691-56-82, ISQ:661 620 984
    +380 (63) 930-92-28, ISQ: 674 614 189
    +380 (67) 975-98-05
  • Контактное лицо:
    Николай, Руслан
  • Адрес:
    ул. Сумгаитская, 10 офис 17, Черкассы, Черкасская область, 18016, Украина
  • Email:
    vikservis777@gmail.com
  • ICQ:
    661620984
  • Skype:
    ruslan25041973
Рекомендации и полезные советы по эксплуатации сцепления на коммерческих автомобилях

Рекомендации и полезные советы по эксплуатации сцепления на коммерческих автомобилях

Рекомендации и полезные советы по эксплуатации сцепления на коммерческих автомобилях

06.04.18

Сегодня поговорим с Русланом Бакуновым о неблагоприятных факторах эксплуатации автомобиля, которые влияют на преждевременный износ сцепления.

От того, насколько хорошо работают все системы и механизмы транспортного средства, непосредственно зависит безопасность водителя, сохранность груза, безопасность других участников дорожного движения. Сцепление в автомобиле обеспечивает плавное движение авто с места и защищает элементы трансмиссии от перегрузок, поэтому в случае возникновения неисправности необходимо срочно провести замену деталей.

 

            
Руслан Бакунов, ведущий специалист компании Виксервис, являющейся официальным представителем торговой марки LIPE CLUTCH (Великобритания) в Украине - сцепления для коммерческих автомобилей

 

              

             Принцип работы сцепления остается неизменным на протяжении многих десятилетий. Кроме своей основной задачи – соединять и разъединять коробку передач и двигатель автомобиля, сцепление должно обеспечивать несколько других важных функций:

  • возможность быстрого переключения передач;
  • плавное поступательное движение грузовика с места;
  • создавать препятствие для крутильных колебаний от двигателя к трансмиссии;
  • простоту замены;
  • максимально длительный срок эксплуатации.

Как предварительно проверить (не применяя компьютерную диагностику) исправно ли работает сцепление на Вашем грузовике.

Когда сцепление разъединяется правильно?

       Для проверки правильности разъединения сцепления, его необходимо отключить во время работы двигателя на холостом ходу. Приблизительно через три секунды задний ход должен включаться бесшумно.

Если задний ход будет включен сразу, то это неизбежно приведет к образованию шумов.

Когда сцепление пробуксовывает?

      Для проверки пробуксовки сцепления температура сцепления должна достичь своей рабочей величины, для этого перед тестированием необходимо проехать небольшое расстояние, используя разные режимы работы сцепления.Снять с ручника. Установить самую высокую передачу. Из положения с выключенным сцеплением дать газ, пока не будет достигнут крутящий момент двигателя около 2.000 об/ мин. Удерживать это значение. Быстро включить сцепление. Если двигатель заглохнет, то передающий момент сцепления в порядке. С целью избегания перегрузок подобную проверку рекомендуется проводить лишь один раз.

Особенности эксплуатации сцепления некоторых современных грузовиков

SCANIA    

Сцепление очень чувствительно к неграмотному обращению, причинами выхода из строя выжимного диска могут быть:

  • неправильно выбранная передача;
  • «забытая» на педали нога водителя;
  • излишняя пробуксовка;

Замена всех узлов производится одновременно.

MAN

      Перегрев – главная опасность для любого сцепления. Неграмотное вождение может вызвать температурный шок этого узла. Чем больше загрузка, чем круче уклон/подъем – тем ниже передача. Уменьшить износ помогает низкая частота вращения коленвала при трогании с места. Повышенная передача при начале движения повышает износ узла на 60 процентов.

DAF

      Нога на не полностью выжатой педали, перегруз, попытки резко выехать из грязи или снегового заноса приводят к капитуляции сцепления у этих грузовиков. Даже в случае замены диска, необходимо менять весь узел, включая корзину сцепления, выжимной и опорный подшипник.

Renault

      Специалисты отзываются о сцеплении этих грузовиков, как о надежном и абсолютно не проблемном узле при правильной эксплуатации автомобиля. Замена сцепления на Renault обычно производится раз в 2 года. Рабочий цилиндр ПГУ может отслужить 6-7 лет, после чего требует полной замены: мастера не рекомендуют использовать существующие для этой цели ремкомплекты.

Mercedes Actros

      Переходить с повышенного на пониженный ряд передач можно только на скорости менее 40 км/час. При превышении частоты вращения коленвала допустимого значения, в кабине раздается сигнал. Водитель, не отпуская педали, должен выбрать более высокую передачу. В противном случае узел может повредиться. Усилитель переключения передач автоматически отключается во избежание повреждения синхронизирующего механизма – механическая коробка передач требует большего усилия при переключении.

Ошибки при эксплуатации и возможные риски

Неправильная эксплуатация сцепления приводит к неисправностям и преждевременному износу.

- Не осуществлять спуск с горы с выключенным сцеплением или на низкой передаче.

При низком передаточном числе коробки передач и при высокой скорости качения диск сцепления переходит на показатели частоты вращения, которые могут намного превышать максимальную частоту вращения двигателя.

- Фрикционные накладки отрываются и заклиниваются между маховиком и корпусом нажимного диска. Внезапное включение сцепления приводит к возникновению мощной толкающей силы, которая оказывает негативное влияние на корзину сцепления (элементы крепления), а также диск сцепления (торсионные пружины и пружины накладки).

- Влияние подобных нагрузок может быть настолько сильным, что не исключен разлом элементов конструкции. Осколки деталей, в свою очередь, могут привести к массивным повреждениям корзины сцепления, двигателя и коробки передач.

- Не оставлять ногу на педали сцепления

Высокое передаточное число в системе выключения сцепления по причине относительно небольшой нагрузки на педаль сцепления оказывает исключительно отрицательное воздействие на усилие сжатия сцепления./

- Это может привести к пробуксовыванию сцепления и, как следствие, к преждевременному износу накладок и к повреждениям из-за перегрева.

 

Причины сокращения срока службы / ресурса

- Трогание с места на высокой передаче или с повышенной частотой вращения и приводит к многократному снижению срока службы накладок.

- Остановка автомобиля на подъеме с буксующим сцеплением.

- Регулирование скорости езды посредством пробуксовывания сцепления.

- Торможение с помощью сцепления посредством переключения передачи с высшей на низшую.

- Перегруженность автомобиля или буксирование прицепа с тяжелым грузом.

- Следующие друг за другом с коротким промежутком времени трогания с места на крутых подъемах.

- Частое маневрирование.

Сцепление пробуксовывает

Возможные причины и их возникновение

Если сцепление пробукосовывает, то это не всегда означает, что причина связана непосредственно со сцеплением. Часто проблема связана с системой выключения сцепления, с неправильной доработкой маховика или несоответствием сцепления с типом автомобиля.

Рекомендуется:
- Проверить систему выключения сцепления (износ, плавность хода, установка)
- Проверить соответствие деталей с данным типом автомобиля
- Проверить правильность доработки маховика 

Износ фрикционных накладок до головок заклепок
Причина:
- Нормальный износ в соответствии с условиями эксплуатации. Частое трогание с места/ ошибки в управлении автомобилем. Тугой ход системы привода сцепления. Привод сцепления установлен или отрегулирован неправильно.
Следствие:
- Недостаточное усилие сжатия сцепления.

Фрикционные накладки замаслены или засалены
Причина:

•         Протекание сальника на входном валу коробки передач.

•         Протекание сальника заднего коренного  подшипника коленчатого вала.

•         Слишком много смазки на первичном валу коробки передач или на подшипнике коленчатого вала

•         Негерметичность гидравлического привода.

Следствие:
- Снижение коэффициента трения фрикционных накладок.

Сгоревшая или отслоившаяся фрикционная накладка сцепления
Причина:
- Постоянное пробуксовывание сцепления.
- Трогание с места на слишком высокой передаче.
- Слишком малое усилие сжатия сцепления (слабый прижим).
- Неисправность/ дефект в системе выключения сцепления/ отсутствие зазора между подшипником и рычагами выключения сцепления, тугой ход.
- Замасливание/засаливание.
- Слишком большая глубина маховика - ошибка доработки.
Следствие:
- Перегрев ведет к сильному повреждению материала фрикционных накладок.

Фрикционная накладка воспринимает нагрузку не всей поверхностью
Причина:
- Маховик не был доработан.
- Поверхность трения с многочисленными царапинами.
Следствие:
- Снижение коэффициента трения фрикционных накладок.

Примечание:
При установке нового нажимного диска фрикционная накладка вначале воспринимает нагрузку только снаружи (больший радиус трения), обеспечивая тем самым еще до полной приработки полную нагрузку новых деталей.
Является признаком качества! Не является дефектом!

Перегрев нажимного диска сцепления
Причина:
- Постоянное пробуксовывание сцепления.
- Замасливание/засаливание.
- Неисправность / дефект в системе выключения сцепления / недостаточный зазор между подшипником и рычагами выключения сцепления, тугой ход.
- Слишком большая глубина маховика - ошибка доработки.
Следствие:
- Снижение коэффициента трения фрикционных накладок. Вследствие слишком малого усилия сжатия сцепления постоянная пробуксовка сцепления ведет к превышению значений теплопоглощающей способности. Результатом является перегрев.

Концы мембранной пружины сильно изношены
Причина:
- Износ системы привода.
- Направляющая труба выработалась.
- Слишком высокая предварительная нагрузка на выжимной подшипник.
Следствие:
- Действие усилия сжатия сцепления «блокируется» вследствие «зависания» выжимного подшипника или же частично снижается вследствие высокой предварительной нагрузки.

Разлом мембранной пружины
Причина:
- Превышение усилий сжимания/ сильное превышение допустимого хода выключения сцепления.
Следствие:
- Усилие сжатия мембранной пружины теряет свою расчетную величину.

Примечание:
Малое отжатие нажимного диска приводит к проблемам разъединения сцепления.

Ступенчатая форма направляющих кулачков после приработки
Причина:
- Выжимной подшипник задевает разъединительное кольцо или рычаги выжимного подшипника.
Следствие:
- Усилие сжатия сцепления не действует, так как рычаги выжимного подшипника при включении сцепления застревают на ведущих кулачках.

Сцепление не разъединяется (ведет)

Возможные причины и их возникновение

Если сцепление не разъединяется, то это не всегда означает, что причина связана непосредственно со сцеплением. В большинстве случаев причина неисправности связана с системой выключения сцепления или же с отсутствием вращения подшипника коленчатого вала. Также причиной может являться несоблюдение предписаний по монтажу.

Рекомендуется:
- Проверить, были ли соблюдены при монтаже все обязательные инструкции
- Проверить систему выключения сцепления
  - наличие изношенных деталей, трос, гидравлику, места шарнирных соединений
  - проверить правильность установки.

Слишком большое боковое биение диска сцепления
Причина:
- Искривление произошло при транспортировке или во время монтажа. Превышение порога бокового биения ок. 0,5 мм.
Следствие:
- Предписанный уровень отжатия нажимного диска не является достаточным, чтобы обеспечить полное разъединение сцепления.

Примечание:
Диски сцепления необходимо проверять перед монтажом на наличие бокового биения.

Ржавчина шлицах ступицы
Причина:
- При сборке не нанесена смазка в соответствии с инструкциями.
Следствие:
- Диск сцепления «зависает» и не скользит по валу коробки передач: фрикционная накладка еще соприкасается с поверхностью трения маховика. На начальной стадии сцепление начинает дергаться.

Примечание:
Центрирование диска сцепления осуществлять при монтаже с помощью соответствующего инструмента! Осторожно установить вал коробки передач.

Повреждение профиля ступицы
Причина:
- Слишком большое применение силы при соединении вала коробки передач и ступицы сцепления при монтаже.
Следствие:
- Диск сцепления не скользит по валу коробки передач.

Примечание:
Центрирование диска сцепления осуществлять при монтаже с помощью соответствующего инструмента! Осторожно установить вал коробки передач.

Диск сцепления выпуклой формы
Причина:
- Сильный удар при сборке валом коробки передач о ступицу диска сцепления.
- Сильный перегрев (металлические детали имеют следы перегрева синего цвета).
Следствие:
- Предусмотренное отжатие нажимного диска более не является достаточным для безупречного разъединения сцепления.

Примечание:
Также ведет к проблемам разъединения сцепления в связи с недостаточным отжатием нажимного диска.

Разлом пружин фрикционной накладки или ведомого диска
Причина:
- Двигатель или коробка передач отпущены, хотя вал коробки передач был вставлен в ступицу диска сцепления. Разлом вследствие действия рычага выжимного подшипника.
- Параллельное или угловое смещение.
Следствие:
- Диск сцепления имеет слишком большое боковое биение.

Профиль ступицы со следами ударов / образование заусенцев
Причина:
- Корпус сцепления и фланец корпуса коленчатого вала не отцентрированы, раскачивающиеся движения вследствие углового или параллельного смещения.
- Отсутствие опорного подшипника.
- Вторичный вал коробки передач имеет или слишком большой зазор, или не приводится в действие.
Следствие:
- Заклинивание или перекос ступицы на валу коробки передач.

Примечание:
Может привести к появлению шумов.

Разлом торсионных пружин вследствие перегрузки
Причина:
- Управление автомобилем в низком диапазоне частот вращения двигателя. Езда на малой скорости и с полной нагрузкой на высокой передаче.
- Слишком большая неравномерность работы двигателя.
- Выбитые шарниры трансмиссии.
Следствие:
- Обломки выбрасываются наружу и заклиниваются во фрикционных накладках.

Растрескивание фрикционных накладок/ превышение предельной частоты вращения
Причина:
- Езда с нажатой педалью сцепления на высокой скорости и на низкой передаче ведет к превышению предельной частоты вращения диска сцепления.
- Неправильное переключение передач с высокой на низкую.
Следствие:
- Обломки фрикционной накладки заклиниваются в маховике или корпусе нажимного диска.

Примечание:
Причина не в двигателе! Частота вращения фрикционных накладок превышает максимальную частоту вращения двигателя в 1,7 - 2 раза. Перегретые накладки трескаются уже на ранней стадии.

Тангенциальные пластинчатые пружины согнуты или деформированы
Причина:
- Большая нагрузка от толкающего усилия вследствие
  - неправильного переключения
  - неквалифицированной буксировки
  -  неправильного обслуживания на роликовом испытательном стенде. Зазор в трансмиссии.
- Искривление в ходе монтажа.
Следствие:
- Нажимной диск отжимается недостаточно.

При выключении сцепления мембранная пружина задевает торсионные пружины
Причина:
- Превышение допустимого хода выключения сцепления. Монтаж неверно подобранного диска.
Следствие:
- Мембранная пружина захватывает диск сцепления.

Примечание:
Также приводит к появлению шумов.

Сточенные концы мембранной пружины/рычаг выжимного подшипника
Причина:
- Искривление направляющей трубы выжимного подшипника. Неправильное центрирование двигателя и коробки передач.
Следствие:
- Постоянное зацепление выжимного подшипника концов мембранной пружины сверх допуска самоцентрирования ведет к возникновению относительных движений и тем самым к износу.
- Схожая ситуация может наблюдаться и на рычагах выжимного подшипника.

Разлом/ сильным перегрев нажимного диска
Причина:
- Постоянное буксование сцепления.
- Слишком малое усилие сжатия сцепления.
- Дефекты в системы выключения сцепления, например, тугой ход или отсутствие зазора между подшипником и рычагами выключения сцепления.
- Замасливание/засаливание.
- Слишком большое углубление в маховике из-за доработки.
Следствие:
- Недостаточный отжим нажимного диска.

Демпфер холостого хода полностью разрушен
Причина:
- При монтаже был сильный удар вала коробки передач о ступицу диска сцепления.
Следствие:
- Значительные разрушения ведут к выходу из строя сцепления.

Примечание:
Устройство торсионных пружин с многочисленными ступенями имеет сложную, филигранную конструкцию. В этой связи при монтаже необходимо соблюдать особую осторожность.

 Сцепление работает рывками

Возможные причины и их возникновение

Если сцепление работает рывками, то это не всегда означает, что причина связана непосредственно со сцеплением.
Часто причиной отсутствия плавного включения сцепления являются изношенные подшипники двигателя или неправильный монтаж двигателя.
Также причиной может служить неправильный монтаж диска сцепления.

Рекомендуется:
- Проверить правильность установленных в данном типе автомобиля деталей.
- Проверить на предмет износа все сопрягаемые детали/ все узлы, а также проверить правильность их установки:
  - систему выключения сцепления
  - подвеску двигателя
  - систему управления двигателем
  - неисправности в трансмиссии

Проблемы с сопрягаемыми деталями сцепления

Причиной проблем с сопрягаемыми деталями, как правило, являются сжатые временные рамки при замене сцепления. При этом могут быть упущены общие важные моменты диагностики. В этой связи необходимо предусмотреть на процесс замены сцепления достаточное количество времени.

Рекомендуется:
- Проверить состояние подшипника коленчатого вала.
- Проверить направляющую трубу выжимного подшипника на наличие износа.
- Проверить систему выключения сцепления на наличие износа.

Опорный подшипник

Возможные повреждения / проблемы и результат:
Опорный подшипник не подвижен
- захватывает первичный вал коробки передач и сцепление не разъединяется.
Опорный подшипник поврежден, тугой ход
- производит шумы, только при разъединенном сцеплении.
Опорный подшипник отсутствует, ошибка монтажа
- первичный вал коробки передач не приводится в действие.

Направляющая труба

Возможные повреждения / проблемы и результат:
Направляющая труба выработана, изношена
- выжимной подшипник двигается рывками, сцепление дергается.
Образование заусенцев, износ в виде ступенек на направляющей трубе
- выжимной подшипник заклинивает
- сцепление или полностью, или временами выключено.

Вилка выжимного подшипника

Возможные повреждения / проблемы и результат:
Опора (болт с шаровой головкой) вилки выжимного подшипника со следами износа ступенчатой формы.
Опора вилки выжимного подшипника в сухом состоянии
- вилка прыгает
- сцепление дергается.
Вилка выжимного подшипника искривлена, разломана, изношена
- не достигается необходимый ход выключения сцепления
- сцепление не разъединяется. 

Вал выжимного подшипника

Возможные повреждения / проблемы и результат:
Опора (болт с шаровой головкой) вала выжимного подшипника выработана, изношена
- вал перекошен
- сцепление дергается, не разъединяется, тугой ход.
Вал выжимного подшипника искривлен, разломан, изношен
- не достигается необходимый ход выключения сцепления
- сцепление не разъединяется.
При разобранной коробке передач невозможно обеспечить надежную проверку хода вала выжимного подшипника, так как отсутствует выжимная нагрузка
- Для обеспечения надежного контроля необходимо разобрать вал выжимного подшипника.

Рычаг выжимного подшипника

Возможные повреждения / проблемы и результат:
Рычаг выжимного подшипника искривлен, разломан
- Не достигается необходимый ход выключения сцепления
- Сцепление не разъединяется.

Привод сцепления, система тяги рычагов

Возможные повреждения / проблемы и результат:

- Выбоины, надломы в системе тяг и рычагов.
- Шарниры в сухом состоянии.
- Неправильная установка.

Следствие:
- Сцепление не разъединяется, дергается или пробуксовывает.

 
social-icon
Loading...